Of Wolfgang & Man

Журнал"PAINKILLER". №003, ноябрь 1999. Алексей Глебов

До недавнего времени Metallica перепробовалаказалось бы все: были и техно-ремиксы, иакустические выступления, и целые альбомы,целиком состоящие из чужих песен и даже мини-турс соответствующей программой! Не говоря уже осамом стиле группы, который с годами изменился донеузнаваемости, как впрочем, и сами музыканты,мировоззрение и, наконец, имидж. Для полнотыкартины не хватало лишь одного штришка - концертагруппы с оркестром. И это событие такисостоялось. И вовсе не так позорно, каканалогичный эксперимент Deep Purple тридцатилетнейдавности. После месяца репетиций ссан-францисским симфоническим оркестром подуправлением небезызвестного Майкла Камена вапреле этого года Metallica дали целых два совместныхсимфоконцерта, написав тем самым очередную главув своей весьма бурной на всякие событиябиография. Тем более, что это историческое дляMetallica мероприятие было официально запечатлено нааудио-, видео- и DVD- носители под общим названием'S&M', которые увидят свет в ноябре 1999 года.

 

METALLICA

 

Задолго до этого события можно было смелоутверждать, что Майклу Камену удалось скрепитьпрактически брачными узами два мира, две,понимает ли, системы - рок и симфоническую музыку.Конечно, Камен далеко не первопроходец в этомделе, однако за последний десяток лет этотблистательный композитор, аранжировщик идирижер успел поработать с невероятным (длясвоих коллег) количеством рок - музыкантов, средикоторых проекты с Питом Таушендом, ЭрикомКлэптоном, Дэвидом Боуи, Pink Floyd, Aerosmith и той жеMetallica (мeгa-хит Nothing Else Matters").

Последние ему понравились больше всех. "Естьв музыке этих ребят что-то от Вагнера!" -заметил Камен на пресс-конференции за месяц дограндиозного действа в сан-францисском "Berkeley'sCommunity Theater". - Их потрясающая "Call Of Ktulu"напоминает мне Брамса. А судя по нашим совместнымрепетициям у нас получается нечто вроде симфонийШостаковича с его помпезным звучанием!" Радиэтого звучания и двух концертов Metallica вместе сМайклом Каменом и его сотней симфо-бойцоврепетировали больше месяца. И самое интересное,что все это грандиозное мероприятие задумалиотнюдь не Metallica, а сам Камен!

"Эта идея появилась у него года полтораназад, а то и больше, - вспоминает Ларс Ульрих. - Ноболее или менее конкретные формы этот проектпринял в конце этой зимы. Когда мы встретились сМайклом в Лас-Вегасе и начали обсуждать сэт-листбудущих концертов. С самого начала былооговорено, что в этой программе не будет никакихограничений, и мы начали обсуждать абсолютно всенаши песни, начиная с "Hit The Lights", и заканчиваяпоследним треком с 'Re-Load'".

За исключением и пары-тройки пунктов сэт-листвыступлений группы и оркестра 21 и 22 апреля неслишком сильно отличался от концертнойпрограммы Metallica, последующего за этим летнеготура. "Ключевой момент нашего и альянса - Metallicaдолжна оставаться Metallic'ой, а сан-францисскийоркестр - сан-францисским оркестром", -объясняет Майкл Камен. - Но так как в данномслучае оркестр ответственен за общую атмосферу иновые эмоции и краски в музыке группы, песнивыбирались с ссылкой на это". И именно по этойпричине в довольно продолжительную программу невошли такие эпики как, например, "Fade To Black"или "The Unforgiven", которым сам бог велел бытьисполненными с таким размахом.

"Дело в том, - говорит Ульрих, - что эти вещисами по себе звучат, пожалуй, оркестрово, ипоэтому на фоне остальных песен они звучали бы неслишком выразительно. Майкл сразу говорил, чтохорошо получится, а что нет. Кстати, и "Nothing ElseMatters" мы играли только из-за того, что это частьнашей совместной истории, а так - добавить к ней вплане звучания было больше нечего, в отличие отостальных номеров программы..." Как, скажем, кполузабытой "Call Of Ktulu", никогда ранее неисполнявшейся "The Outlaw Torn" или к совершенноновым песням - "No Leaf Clover" и "-Human":

"Кстати говоря, "The Outlaw Torn" мы впервыепослушали целиком именно, когда выбирали песнидля этих концертов! - продолжает Ларс. - И былиприятно удивлены, насколько оптимальна эта вещьподходит к этому проекту. Что же касается новыхномеров, то они хотя и были написаны специальнодля этих выступлений, но писались они не "подоркестр", а как обычные песни. Вообще, этаподборка отражает все стороны Metallica: здесь естьстарые и новые песни, быстрые и медленные,тяжелые и мелодичные... Но исполненные вместе ссимфоническим оркестром - не больше, но и неменьше".

Не меньше - это уж точно! Мир эти два концертаконечо не потрясли, но Ларса Ульриха, ДжеймсаХэтфилда, Джейсона Ньюстеда и Кирка Хэмметта -определенно.

"Последние 6-8 месяцев для меня - наиболеебогатый в смысле приобретения новых знаний иопыта период в группе! - рассказывает барабанщик.- Я имею ввиду и сами концерты и последующуюработу с их записями. Не знаю как остальные(участники проекта), но после тех двух концертов ямесяца три не мог ничего слушать - так хотелосьвернуться к этому волшебному состоянию, когдаполностью выпадаешь из реальности и ничего несоображаешь до тех пор, пока не услышишь все это взаписи! Я не помню ничего - ни Джеймса с Джейсономи Кирком, ни Майкла, ни сто человек оркестра и 4000народа в зале, ни камер - ничего! Трудно поверить,но то, что происходило в этом зале в течении двухвечеров я осознал только когда послушалзапись!"

Что ж, у Ларса Ульриха есть шанс, по крайнеймере, еще два раза побыть в таком опьяненномсостоянии - по случаю выхода альбома и видео 'S&M'в Берлине и Нью-Йорке Metallica и оркестр МайклаКамена выступят с аналогичной программой. А еслине изменятся планы, то в 2001 году в рамках мировоготура Metallica посетит Австралию, где один изтрадиционных концертов будет с сиднейскиморкестром. Впрочем, одних только апрельских шоугруппе хватило для открытия у музыкантов что-тотипа второго дыхания.

"После этого я с полной уверенностью могузаявить. что нет ничего такого, чего бы мыиспугались попробовать, - комментирует Ларс. - Врамках созидания - будь то подобные экспериментыили создание фильмов лично я готов пойти на чтоугодно! Не думаю, что вы скоро увидите мое имя втитрах какого-нибудь фильма - как актера или дажесценариста, но сейчас я нахожусь в той фазе своейжизни, . когда я приветствую практически всеформы творчества".

Но всех, конечно, больше интересуют дальнейшиепланы Ульриха & Со. как музыкантов. Большуючасть будущего года Metallica будет отдыхать от"многолетней работы в режиме нон-стоп", но нарубеже 2000 и 2001 годов группа непременно приступит,к созданию своего восьмого студийного творения...

"Последние пару месяцев я очень много думаюнасчет этого, - говорит Ульрих, - и стимул дляновых идей я нахожу в гордости за себя, за своюгруппу, за все, что мы уже сделали и за то, что мысделаем в будущем, а это как обычно не будетпохоже ни на что из того, что когда-либо делалаMetallica. Я думаю. мы вдоволь насытились английскимиблюзовыми риффами - эпопея "Load / Re-Load"совершенно точно закончена. Хватит с нас иголимого металла, как на ранних пластинках. Носуществует еще столько других стилистическихответвлений! Мы с удовольствием попробуем себя вчем-то совершенно новом, нас уже вдохновляетмасса всяких вещей".

Несмотря на то, что у Metallica впереди еще целыйгод, разговоры о будущем альбоме они ведут ужесейчас, высказываемые музыкантами мысли поповоду еще несуществующего материала поройкрайне противоречивы.

"Сейчас нельзя сказать что-либо конкретное. -уточняет главный идеолог группы, - я говорю лишьоб общем развитии тяжелой музыки, которое сейчасосновывается на сплавах любых различныйэлементов. Есть, и примеру, группа Korn, котораясочетает в своей музыке пяток таких элементов,одним из которых, кстати, вполне можно считатьMetallica периода '...And Justice For All'. Такие метаморфозыпроисходят постоянно и я не исключаю, что в одинпрекрасный день я найду в том же Korn что-то длясебя и смешаю это что-то со своими четырьмяфишками. Все это очень похоже на облака, которыепостоянно сходятся и расходятся, причудливоменяя свои формы и очертания. В последнее времямы очень увлеклись южным роком и риффами а-ля AC/DC,сейчас же мне бы хотелось сделать более жесткий,даже брутальный альбом, совсем не похожий напоследние, но, в тоже время, отличный и от болееранних наших дисков. В значительной степенидостигаться это будет с путем экспериментов созвучанием и использованием современныхтехнологий. Главное, чтобы это не превратилось вполную переквалификацию Metallica в индустриальнуюили еще какую-нибудь группу - вся соль именно всмешении стилей. Как бы то ни было, но нашследующий альбом будет похож только на Metallicaобразца 2001 года и ни на что больше!"

В ожидании же этого чуда селекции остаетсяпослушать Metallica образца 1999 года, то есть всопровождении большого оркестра. "На этотпроект я смотрю не как на хэви-металлическуюгруппу, привлекшую оркестр для привлеченияпублики, - подводит итог Майкл Камен. - Здесь всеболее глубинно и серьезно. Мне кажется, чтопришло время, не побоюсь этого слова,торжественной передачи музыкального наследия итрадиций нынешнему поколению музыкантов, и Metallicaсмело сделала шаг навстречу этому!"

 

Главный металликолог России АлексейГлебов

 

Журнал"PAINKILLER". №003, ноябрь 1999. Алексей Глебов

Используются технологии uCoz